Неисправности кондиционеров

Неисправности кондиционеров

Чтобы своевременно обнаружить и устранить неисправности кондиционеров, рассмотрим основные проблемы, возникающие в процессе эксплуатации оборудования, и способы их устранения.

Однако, прежде, чем говорить о неисправностях, ознакомьтесь с рекомендациями производителя. Если кондиционер работает ненормально, посмотрите подобную таблицу из инструкции по эксплуатации. Это может сэкономить вам время и избежать ненужных расходов.

Проблема
Решение
Кондиционер не работает
  • Проверьте состояние питания, а затем снова включите кондиционер.
  • Вставьте вилку или включите автоматический выключатель, а затем снова включите кондиционер.
  • Проверьте установку времени на Таймере отключения. Снова включите кондиционер, нажав кнопку Power (Питание).
Не регулируется температура
Проверьте, возможно, вы выбрали режим Fan (Вентилятор) / Turbo (Турбо). В этих режимах желаемая температура устанавливается автоматически и вы не можете регулировать температуру.
Из блока не поступает холодный / теплый воздух
  • Проверьте, возможно, заданная температура выше (в режиме Охлаждение) / ниже (в режиме Обогрев), чем существующая температура. Нажмите кнопку Temp (Температура ) + или — на пульте дистанционного управления, чтобы изменить заданную температуру.
  • Убедитесь, что воздушный фильтр очищен от грязи. Если на воздушном фильтре находится много пыли, эффективность охлаждения (обогрева) может снизиться. Очищайте его чаще.
  • Проверьте, не накрыт ли чем-либо наружный блок или не установлен ли он вблизи препятствия. Снимите крышку и удалите препятствие.
  • Если вы хотите, чтобы кондиционер функционировал на солнце, защитите наружный блок шторкой или чем-то другим.
  • Проверьте, работает ли кондиционер в режиме Разморозка (DeFrost). Если лед образуется в зимний период или при слишком низкой температуре наружного воздухе, то кондиционер включит режим автоматически. В этом режиме вентилятор внутреннего блока останавливается и холодный воздух не поступает.
  • Если открыты двери или окна, это может привести к недостаточному охлаждению (обогреву). Закройте их.
  • Проверьте, включился ли кондиционер сразу после прекращения операции охлаждения (обогрева). В этом случае должен работать только вентилятор для защиты компрессора наружного блока.
  • Проверьте, не слишком ли велика длина трубки. Когда длина трубки превышает ее максимально допустимую длину, то эффективность охлаждения (обогрева) может снизиться.
Не работает регулировка воздушного потока
Убедитесь, что вы выбрали режим Auto (Авто) / Dry (Сушка)/ Turbo (Турбо). В этих режимах желаемая температура устанавливается автоматически, и вы не можете регулировать температуру.
Не работает регулировка скорости вращения вентилятора
Убедитесь, что вы выбрали режим Auto (Авто) / Dry (Сушка)/ Turbo (Турбо). В этих режимах скорость вентилятора устанавливается автоматически и вы не можете регулировать скорость вентилятора.
Пульт дистанционного управления не работает
  • Проверьте, не разрядились ли батарейки.
  • Убедитесь, что сенсор пульта дистанционного управления ничем не блокируется.
  • Проверьте, нет ли сильного осветительного прибора вблизи кондиционера. Сильный свет, который исходит от флуоресцентных ламп или неоновой рекламы, может прерывать электромагнитные волны.
Функция таймера не устанавливается
Проверьте, нажали ли вы кнопку Set (Установить) на пульте дистанционного управления после того, как установили время.
Индикатор мигает непрерывно
Нажмите кнопку Power (Питание) или выньте вилку / выключите дополнительный выключатель питания. Если индикатор продолжает мигать, обратитесь в сервисный центр.
Запахи проникают в комнату во время работы
Проверьте, не работает ли прибор в задымленном месте. Проветрите комнату или включите кондиционер в режим вентиляции на 1 — 2 часа. (Мы не применяем в кондиционере компонентов, выделяющих неприятный запах.)
Появилась индикация ошибки
Если мигает индикатор внутреннего блока, обратитесь в ближайший сервисный центр.
Появился шум
В зависимости от режима, в котором используется кондиционер воздуха, шум можно услышать, если изменяется движение потока хладагента. Это нормально.
Из наружного блока идет дым
Поскольку это не может быть возгорание, то это может быть пар, образующийся при размораживании теплообменника наружного блока в режиме Heat (Обогрев) в зимний период.
С соединительных трубок наружного блока капает вода
Вода может образоваться из-за разницы температур. Это нормально.

Характерные неисправности кондиционеров и способы их устранения

Неисправности кондиционеров и способы их устранения - требуется сервисное обслуживание

Загрязнение фильтров внутреннего блока

Загрязнение фильтров ухудшает обдув теплообменника, что приводит к снижению производительности кондиционера по холоду или теплу. Кроме того, нарушение режима работы системы может привести к обмерзанию медных трубопроводов. При выключении кондиционера лед начнет таять, и из внутреннего блока будет капать вода. Сильное загрязнение фильтров может привести к засорению дренажной системы комками пыли и нарушению нормального отвода конденсата. Очистка фильтров должна производиться один раз в две — три недели, а при высокой запыленности воздуха в помещении — чаще. Для очистки фильтров их промывают в теплой воде и просушивают, либо чистят с помощью пылесоса. Срок службы фильтров тонкой очистки воздуха, применяемых в некоторых моделях кондиционеров либо в качестве опции, либо в стандартной комплектации (эти фильтры не подлежат восстановлению), зависит от загрязненности воздуха, но в условиях города редко превышает 3 — 4 месяца. Замена дополнительных фильтров не входит в стандартное гарантийное обслуживание и, подобно чистке или смене мешков в пылесосе, должна выполняться пользователем.

Загрязнение теплообменника наружного блока

Одним из наиболее характерных типов загрязнения теплообменника является засорение его тополиным пухом, что приводит к нарушению режима теплосъема, перегреву компрессора и выходу его из строя. По оценкам специалистов по этой причине происходит около трети отказов климатических систем. Очистку теплообменника производят перед началом эксплуатации кондиционера после зимнего сезона, а в период эксплуатации — периодически, по мере загрязнения. Кроме тополиного пуха теплообменник могут засорять опавшие листья, уличный мусор и т. п. При очистке теплообменника следует соблюдать
осторожность, чтобы не повредить тонкие пластинки оребрения. Для очистки и правки ребер в случае их повреждения можно использовать специальный инструмент, представляющий собой набор из нескольких «расчесок» для ребер с различным шагом между пластинками. Тополиный пух, пыль и другие загрязнения выдувают струей сжатого воздуха.

Нормируемая утечка хладагента

Второй по распространенности причиной выхода кондиционера из строя является нормируемая утечка хладагента. Величина нормируемой утечки составляет 6…8% в год от массы заправленного в контур хладагента. Эта утечка происходит всегда, даже при самом качественном монтаже системы, и является неизбежным следствием наличия стыков соединительных трубок. Для компенсации нормируемой утечки необходимо каждые 1,5…2 года производить дозаправку кондиционера хладагентом. В противном случае количество хладагента в контуре может упасть ниже минимально допустимого уровня, что приведет к перегреву компрессора и его заклиниванию. Для минимизации утечки хладагента не следует прилагать избыточных усилий при затяжке гаек стыковых соединений, так как перетяжка может привести к повреждению стыка. В инструкции по установке приведены рекомендуемые значения крутящего момента при затяжке гаек на трубках различного диаметра.

Первым признаком уменьшения количества хладагента в контуре является образование инея или льда на штуцерных соединениях наружного блока, а также недостаточное охлаждение или обгорев воздуха в помещении. В норме разность температур воздуха на входе и выходе внутреннего блока после примерно 15 мин работы кондиционера должна составлять не менее 8…10 °С в режиме охлаждения и не менее 12 ..14 °С в режиме обогрева.

В кондиционерах обычно предусмотрен как вывод сообщения об уменьшении количества хладагента в ряду прочих кодов неисправностей, так и срабатывание защитных исполнительных устройств. В кондиционерах, выпущенных в 1980—1990-х гг., для отключения изделия при недостатке хладагента использовалось реле низкого давления, которое срабатывало при нештатном падении давления в контуре и отключало систему. Сейчас большинство производителей переходит на электронные системы контроля, которые измеряют температуру в ключевых контрольных точках системы и/или рабочий ток компрессора. На основании этих данных вычисляются все рабочие параметры климатической системы, в том числе и давление хладагента.

Утечка хладагента опасна по следующим причинам:
  • компрессор наружного блока охлаждается потоком хладагента, поэтому из-за уменьшения плотности хладагента компрессор перегревается;
  • температура нагнетаемого газа повышается, что может привести к повреждению горячим газом 4-ходового клапана;
  • нарушается система смазки компрессора, происходит унос масла в теплообменник.
Признаками утечки хладагента являются:
  • потемнение теплоизоляции компрессора;
  • периодическое срабатывание теплозащитного реле компрессора;
  • обгорание изоляции на нагнетательной трубке компрессора;
  • потемнение масла, появление запаха гари;
  • положительный результат при проверке масла на кислотность.
Неправильная заправка контура хладагентом

Одной из основных причин аномальной работы кондиционеров и выхода из строя компрессоров является неправильная заправка контура хладагентом. При этом если нехватка хладагента в контуре может объясняться различного рода утечками, то избыточная заправка, как правило, является следствием ошибочных действий сервисного персонала.

Для систем, в которых в качестве дросселирующего устройства используется терморегулирующий вентиль (ТРВ), лучшим индикатором, указывающим на нормальную величину заправки хладагентом, является значение температуры переохлаждения.

Температура переохлаждения Т1 (или просто переохлаждение) определяется как разность Т1 = Тв — Тх1, где
Тв — температура конденсации, считываемая с манометра со стороны высокого давления (напомним, что манометры, установленные на манометрическом коллекторе, обычно имеют шкалу температур),
Тх1 — температура хладагента (жидкостной трубки) на выходе из конденсатора.

Слабое переохлаждение говорит о том, что заправка недостаточна, сильное указывает на избыток хладагента. Заправка может считаться нормальной, когда температура переохлаждения жидкости на выходе из конденсатора поддерживается в пределах 4…7 “С, при температуре воздуха на входе в испаритель, близкой к номинальным условиям эксплуатации.

а) Симптомы нехватки хладагента

Недостаток хладагента проявляет себя в каждом элементе контура, но особенно этот недостаток чувствуется в испарителе, конденсаторе и жидкостной линии контура. В результате недостаточного количества жидкости испаритель слабо заполнен хладагентом, что приводит к снижению холодопроизводительности системы. Поскольку жидкости в испарителе недостаточно, количество производимого там пара сильно падает. Так как объемная производительность компрессора превышает количество пара, поступающего из испарителя, давление в нем аномально падает. Падение давления испарения приводит к снижению температуры испарения. Температура испарения может опуститься до минусовой отметки, в результате чего произойдет обмерзание входной трубки и испарителя, при этом перегрев пара будет очень значительным.

Температура перегрева пара Т2 (или просто перегрев пара) определяется как разность Т2 = Тх2 — Тн, где
Тх2 — температура хладагента (газовой трубки) на выходе из испарителя,
Тн — температура пара в испарителе, считываемая с манометра со стороны низкого давления.

Перегрев должен находится в пределах 5…8 °С. При значительном недостатке хладагента перегрев может достигать 12…14 °С и, соответственно, температура на входе в компрессор также возрастет. А поскольку охлаждение электрических двигателей герметичных и полугерметичных компрессоров осуществляется при помощи всасываемых паров, то в этом случае компрессор будет аномально перегреваться и может выйти из строя. Вследствие повышения температуры паров на линии всасывания температура пара в магистрали нагнетания также будет повышенной. Поскольку в контуре будет ощущаться нехватка хладагента, точно также его будет недостаточно и в зоне переохлаждения.

Таким образом, основными признаками нехватки хладагента являются:
  • низкая холодопроизводительность;
  • низкое давление испарения;
  • высокий перегрев;
  • недостаточное переохлаждение (менее 4 °С).

Необходимо отметить, что в установках с капиллярными трубками в качестве дросселирующего устройства, переохлаждение не может рассматриваться как определяющий показатель для оценки правильности величины заправки хладагентом.

б) Симптомы чрезмерной заправки хладагентом

В системах с ТРВ в качестве дросселирующего устройства жидкость не может попасть в испаритель, поэтому излишки хладагента находятся в конденсаторе. Аномально высокий уровень жидкости в конденсаторе снижает поверхность теплообмена, охлаждение газа поступающего в конденсатор, ухудшается, что приводит к повышению температуры насыщенных паров и росту давления конденсации. С другой стороны, жидкость внизу конденсатора остается в контакте с наружным воздухом гораздо дольше, и это приводит к увеличению зоны переохлаждения. Поскольку давление конденсации увеличено, а покидающая конденсатор жидкость отлично охлаждается, переохлаждение, замеренное на выходе из конденсатора, будет высоким.

Из-за повышенного давления конденсации происходит снижение массового расхода через компрессор и падение холодопроизводительности. В результате давление испарения также будет расти. Ввиду того, что чрезмерная заправка приводит к снижению массового расхода паров, охлаждение электрического двигателя компрессора будет ухудшаться. Более того, из-за повышенного давления конденсации растет ток электрического двигателя компрессора. Ухудшение охлаждения и увеличение потребляемого тока ведет к перегреву электрического двигателя и в конечном итоге — выходу из строя компрессора.

Таким образом, основными признаками перезаправки хладагентом являются:
  • падение холодопроизводительности;
  • рост давления испарения;
  • рост давления конденсации;
  • повышенное переохлаждение (более 7 °С).

В системах с капиллярными трубками в качестве дросселирующего устройства излишек хладагента может попасть в компрессор, что приведет к гидравлическим ударам и в конечном итоге к выходу компрессора из строя.

Небольшие (в пределах 10%) отклонения заправки системы хладагентом от номинала не приводят к существенному изменению параметров системы. Это подтверждается замерами температуры воздуха, выходящего из внутреннего блока сплит-системы (работа в режиме охлаждения), рабочего тока компрессора и низкого давления в контуре хладагента при неизменных параметрах среды (температурах наружного воздуха и воздуха в помещении) и различных заправках контура. При малых отклонениях заправки контура от номинала изменения рабочих параметров сплит-системы в обоих режимах невелики.

Неисправности компрессора

Параметрами, характеризующими работу компрессора, являются рабочий и пусковой токи. Для однофазных компрессоров с конденсатором пусковой ток в 6-8 раз превышает рабочий.

Ниже перечислены наиболее характерные неисправности компрессора.

а) Пусковой ток завышен (срабатывает автомат отключения нагрузки).

Причинами могут быть:

  • межвитковое замыкание электродвигателя компрессора;
  • пробой обмотки электродвигателя компрессора на корпус;
  • пробой конденсатора на корпус;
  • разрушение подшипников компрессора.
б) Пусковой ток соответствует номиналу, но компрессор не запускается и срабатывает тепловая защита компрессора.

Причинами могут быть:

  • механическое заклинивание компрессора (в данном случае можно увеличить емкость пускового конденсатора);
  • обрыв вывода в пусковом конденсаторе (в этом случае заменяют конденсатор);
  • пониженная емкость пускового конденсатора (заменяют конденсатор);
  • избыточная заправка контура хладагентом (восстанавливают номинальную заправку системы травлением избыточного фреона или полной перезаправкой);
  • «слабая фаза». Если в момент запуска напряжение питания кондиционера падает до уровня 196 В и ниже, компрессор не запустится, а через 3 с сработает тепловая защита компрессора. В этом случае кондиционер необходимо подключить на менее «просаженную» фазу и увеличить емкость пускового конденсатора.
в) Пусковой ток отсутствует.

Причинами могут быть:

  • нет команды от платы управления внутреннего блока на включение компрессора (проверяют, и при необходимости заменяют плату);
  • разомкнуто реле тепловой защиты компрессора (заменяют реле);
  • обрыв обмоток электродвигателя компрессора (заменяют компрессор).
г) Компрессор работает, но производительность кондиционера по холоду низкая, давление в трубопроводах высокого давления низкое, а давление в трубопроводах низкого давления высокое.

Причинами могут быть:

  • неисправность внутреннего клапана компрессора;
  • повреждение шатуна или коленчатого вала (в поршневом компрессоре);
  • наличие внутренних утечек.

Останавливают и вновь запускают вентилятор конденсатора, и если давление в трубопроводе высокого давления не поднимается, то компрессор неисправен. Измеряют температуру выпускной трубки компрессора, и если она слишком низкая (50 °С или ниже), то компрессор неисправен.

Для проверки производительности компрессора:
  • отключают питание кондиционера;
  • закрывают сервисный клапан трубопровода жидкого хладагента;
  • запускают компрессор и следят за давлением всасывания;
  • если компрессор исправен, то при откачке системы давление должно удерживаться на уровне 0…0.35 кГ/см2, а если давление всасывания возрастает, то в компрессоре имеются внутренние утечки или неисправен внутренний клапан.
Для проверки замыкания компрессора на «землю»:
  • отключают питание кондиционера;
  • отсоединяют провода от клемм компрессора;
  • зачищают точки для измерения сопротивления щупом омметра на впускной (всасывающей) и выпускной трубках компрессора;
  • измеряют электрическое сопротивление между впускной трубкой и каждой из клемм компрессора, затем повторяют измерения для выпускной трубки. Щуп омметра прикладывают к зачищенным точкам на трубках, прибор устанавливают на диапазон «R х 1К»;
  • значительное отклонение стрелки прибора указывает на наличие утечки на «землю». Номинальное значение сопротивления изоляции составляет порядка 10 Мом. В случае обнаружения утечки на «землю» заменяют компрессор.
Для проверки обрывов внутренней проводки и состояния защитного реле:
  • отключают питание кондиционера;
  • отсоединяют провода от клемм компрессора и дают компрессору остыть;
  • измеряют электрическое сопротивление между клеммами компрессора (прибор устанавливают на диапазон «R х 1К»);
  • отсутствие отклонений стрелки означает обрыв в обмотке электродвигателя компрессора между проверяемыми клеммами. В этом случае заменяют компрессор.

Проверки элементов электрической цепи

Требования к электропроводке

Сечение проводов, подводящих питание к кондиционеру, должно обеспечивать допустимое падение напряжения при пуске и работе климатической системы. Смысл значений входного напряжения V1, пускового напряжения V2 и рабочего напряжения V3 проиллюстрирован на рисунке.

допустимое падение напряжения при пуске и работе кондиционера

Допустимое относительное падение напряжения в момент пуска не должно превышать 5%, а относительное падение напряжения при работе кондиционера не должно превышать 2%.

Номинальные сечения проводов, обеспечивающих эти условия при различных значениях рабочего тока, приведены в таблице.

Рабочий ток, А Номинальное сечение проводов, мм²
< 6 0.75
6 — 10 1.0
10 — 16 1.5
16 — 25 2.5
25 — 32 4.0
32 — 40 6.0
40 — 63 10.0
Электрические соединения

Неверно выполненное электрическое соединение блоков сплит-системы может привести к тому, что вентилятор наружного блока будет вращаться в противоположную сторону. В этом случае произойдет перегрев в выход из строя компрессора. Следует тщательно проверять правильность соединения блоков. Плохая изоляция соединительных проводов может служить причиной отказов в работе кондиционера, выражающихся в выходе из строя плавкого предохранителя или срабатывании защитного автомата. Следует тщательно проверять состояние изоляции соединительных проводов во избежание короткого замыкания проводов между собой или между проводами и соединительной трубкой.

Рабочий конденсатор электродвигателя вентилятора

Проверку наличия утечек на корпус производят с помощью омметра, соединяя один щуп с клеммой конденсатора, а другой — с корпусом. Проверку емкости конденсатора выполняют следующим образом:

  • отсоединяют провода от клемм конденсатора;
  • замыкают клеммы на 2…3 с, чтобы разрядить его;
  • после разряда конденсатора подсоединяют щупы омметра к клеммам и следят за поведением стрелки.

Если конденсатор исправен, стрелка отклоняется на короткое время и возвращается в исходное положение. При пробое конденсатора стрелка остается отклоненной. При потере емкости стрелка не отклоняется.

Термостат

Основные виды неисправности газонаполненного термостата:

  • утечка газа;
  • короткое замыкание;
  • неправильное подключение.

Для проверки термостата выключают кондиционер при температуре воздуха в помещении 18…30 °С. Если температура в помещении выше 30 °С, то испытания термостата проводят только после охлаждения измерительной части холодной водой, так как иначе может не произойти размыкание контактов даже исправного термостата.

Медленно поворачивают рукоятку термостата от деления 1 до деления 10 (в зависимости от модели шкала может иметь другие деления или символьные обозначения) или в обратном направлении и отмечают, слышен ли щелчок. После того, как произошел щелчок, рукоятку вращают в обратном направлении и вновь отмечают есть ли щелчок. Если щелчок слышен, то термостат исправен.

Если ручка поворачивается, но щелчка не слышно, снимают корпус термостата и осматривают контактную группу. В случае, если контакты термостата спеклись между собой, заменяют термостат. Если контакты не замыкаются даже при высокой температуре измерительной части, возможна утечка газа из термостата. Заменяют термостат.

Датчик температуры /термистор/

Для проверки датчика температуры (термистора) выводят наружу его выводы. Подключают к выводам термистора щупы омметра и измеряют его сопротивление. Величина этого сопротивления зависит от температуры датчика. Сравнивают измеренное значение с номинальным сопротивлением при данной температуре, которое дается в сервисных инструкциях фирмы-производителя.

Датчик Холла

Для проверки скорости вращения вала электродвигателя вентилятора внутреннего блока используется микросборка, называемая датчиком Холла. Датчик Холла — это датчик магнитного поля. Он был так назван из-за принципа своей работы — эффекта Холла, открытого американским физиком Эдвином Холлом (Е. Hall) в 1879 году: если в магнитное поле поместить пластину с протекающим через неё током, то электроны в пластине будут отклоняться в направлении, перпендикулярном направлению тока. В какую именно сторону будут отклоняться электроны, зависит от полярности магнитного поля. Различная
плотность электронов на сторонах пластины создаёт разность потенциалов, которую можно усилить и измерить, что датчики Холла и делают.

Датчики Холла (ДХ) бывают аналоговыми и цифровыми. Аналоговый преобразует индукцию магнитного поля в напряжение, знак и величина которого будут зависеть от полярности и силы поля. Цифровой же выдаёт лишь факт наличия/отсутствия поля, и обычно имеет два порога: включения — когда значение индукции выше порога, датчик выдает логическую единицу; и выключения — когда значение ниже порога, датчик выдаёт логический ноль. Наличие зоны нечувствительности между порогами называется гистерезисом и служит для исключения ложного срабатывания датчика на всяческие помехи — аналогично работает цифровая электроника с логическими уровнями напряжения. Цифровые ДХ делятся ещё на униполярные и биполярные: первые включаются магнитным полем определённой полярности и выключаются при снижении индукции поля; биполярные же включаются полем одной полярности, а выключаются полем противоположной полярности.

При диагностике электродвигателя вентилятора внутреннего блока кондиционера применение датчика позволяет сделать заключение о его работоспособности: если в течение 20-25 секунд он не набирает необходимые рабочие 400-420 оборотов в минуту, то плата управления отключит кондиционер и сформирует на дисплее соответствующую ошибку.

В нашей практике имели место заводские недостатки, связанные с некачественной пайкой схемы или некачественной сборкой, когда пережим проводов приводит к обрыву в цепи питания).

неисправности кондиционеров датчик холла

Потери производительности, связанные с неправильной установкой кондиционера

Одной из причин потери производительности системы кондиционирования может являться неправильная установка ее компонентов.

а) Неэффективная циркуляция воздуха

Недопустимо перекрытие воздухозаборников при установке кондиционера. Для обеспечения нормальной работы кондиционера необходимо обеспечить достаточное пространство как для забора, так и для выхода воздуха. Недостаток места для оттока воздуха и избыточный нагрев наружной части кондиционера солнечными лучами приводят к нарушению работы кондиционера. Желательна также установка навеса, козырька для защиты кондиционера от перегрева.

Если наружный блок сплит-системы установлен слишком близко к стене, а внутренний блок настенного типа близко к потолку, то невозможен нормальный проход воздуха, что в свою очередь нарушает цикл превращения хладагента из газообразного состояния в жидкое и обратно и приводит к перегреву и выходу из строя компрессора. Для обеспечения нормальной работы сплит-системы необходимо создать условия для циркуляции воздуха, размещать наружный блок на достаточном расстоянии от стены. Размещение наружного блока в замкнутых, плохо проветриваемых объемах, нишах и т. п., укрытие его от прямых солнечных лучей слишком близко расположенным навесом также приводит к перегреву блока вследствие недостаточной циркуляции воздуха.

Производители в инструкциях по установке, как правило, прописывают рекомендованные схемы расположения внешнего и внутреннего блоков с указанием рекомендаций по выбору места монтажа и допустимых просветах в окружении блоков.

схема расположения внешнего и внутреннего блоков

б) Избыточная длина соединительных трубок

Размещение блоков сплит-системы с разницей высот, превышающих установленное производителем значение, также приводит к снижению производительности кондиционера.

Повышенный шум при работе кондиционера

Источником повышенного шума могут быть плохо закрепленные части и блоки кондиционера. Для устранения шума необходимо плотно затянуть все крепления и соединения трубок и конструктивных элементов системы. Наружный блок должен быть выровнен по горизонтали. Незакрепленные петли соединительных трубок также могут служить источником шума. Такие петли не должны оставаться после монтажа климатической системы, но если по каким-либо причинам они оставлены, следует скрепить между собой витки трубок.

Местное сопротивление в системе

Возникновение местного сопротивления в схеме циркуляции хладагента снижает его подачу в испаритель, и давление всасывания становится ниже нормы. Сопротивление может быть обусловлено:

  • деформацией трубопровода;
  • засорением фильтра;
  • закупоркой осушителя;
  • загрязнением капиллярной трубки;
  • ледяной пробкой в клапане ТРВ.

Для обеспечения устойчивой работы системы необходимо устранить неисправность.

— Деформация трубопровода происходит в том случае, когда его сильно изгибают, в результате чего образуется сплющенный участок. Эту неисправность определяют визуально. Однако если сопротивление имеет место в жидкостном трубопроводе, то в месте смятия создается разность температур в результате дросселирования хладагента. Если трубопровод деформирован в значительной степени, то на участке после места смятия образуется конденсат или слой инея. При незначительной деформации трубопровода сплющенный участок можно выправить посредством труборасширителя. Если этого
недостаточно, то этот участок трубопровода вырезают и меняют на новый. До начала ремонта из трубопровода выпускают хладагент, чтобы избежать возможных травм обслуживающего персонала.

— Фильтр предназначен для улавливания посторонних частиц, попадающих в холодильную систему и способных вызвать повреждение оборудования. Все ТРВ оснащены фильтрами, а всасывающие трубопроводы — фильтрами-осушителями. Засоренный фильтр уменьшает подачу хладагента, и его циркуляция в системе может полностью прекратиться. Засоренный фильтр является также причиной снижения давления (соответственно и температуры) на участке трубопровода, расположенном после него. Если фильтр засорен, то лучше его заменить. При отсутствии запасного тщательно очищают загрязненный фильтр. Не следует часто снимать фильтр, иначе посторонние частицы и неконденсирующиеся газы могут попасть в систему и быть причиной различных повреждений.

— При монтаже все агрегаты оснащают осушителями для исключения возможности попадания влаги и посторонних частиц во внутренние полости агрегата. При закупорке осушителя уменьшается или полностью прекращается циркуляция хладагента в системе. В этом случае в линии до осушителя и после него создается разность температур. Закупоренный осушитель заменяют. Перед осуществлением демонтажа осушителя выпускают хладагент из соответствующего трубопровода, чтобы избежать травмирования обслуживающего персонала. Осушитель нельзя удалять из системы на длительный срок.
— В результате попадания в капиллярную трубку посторонних частиц происходит ее закупоривание, что может привести к уменьшению или полному прекращению подачи хладагента в испаритель. Закупоривание капиллярной трубки проявляется в более продолжительном уравнивании давлений и сопровождается потерей холода.

Рекомендуется заменять, а не очищать капиллярную трубку. При этом следует выбрать новую капиллярную трубку с теми же длиной и диаметром. Монтаж капиллярной трубки с другими параметрами приведет к несбалансированной работе холодильной машины и неудовлетворительному охлаждению. Одновременно с капиллярной трубкой заменяют фильтр. Предварительно из линии всасывания системы необходимо выпустить хладагент.

— В отверстии регулятора питания испарителя хладагентом образуется ледяная пробка, если в системе имеется свободная влага. Это происходит в том случае, когда осушитель поглотил максимально возможное для него количество влаги, а оставшаяся ее часть замерзла в клапане ТРВ. Замерзание ТРВ приводит к изменению параметров работы машины, низким давлениям всасывания и нагнетания.
Чтобы убедиться в том, что причиной неисправности является влага, останавливают агрегат и прикладывают смоченную в горячей воде тряпку к корпусу ТРВ. Через несколько минут должен произойти шипящий звук и повыситься давление на стороне всасывания. Для устранения неисправности производят замену осушителя. Если это не помогает, то может возникнуть необходимость в полном выпуске хладагента из системы, трехкратном вакуумировании системы, монтаже осушителя большей емкости и зарядки в систему сухого хладагента.

— Агрегат работает с повышенной нагрузкой в том случае, когда его производительность недостаточна или увеличился расход холода. Единственным решением этой проблемы является замена агрегата на другой более производительный. Значительная тепловая нагрузка на испаритель возникает при высокой частоте вращения вентилятора, в результате чего повышается давление всасывания. Можно уменьшить частоту вращения вентилятора, и одновременно изменить разность между температурой потока воздуха, проходящего через испаритель, и температурой кипения хладагента. Рекомендуемая разность температур обычно составляет 11°С при кондиционировании воздуха и 6 — 9°С при охлаждении.

Как проверить компрессор кондиционера и продлить срок службы?

Зачастую сервисная служба при обнаружении потемнений теплоизоляции, масла кондиционера, или утечку хладагента устанавливает фильтр на жидкостную магистраль или устраняет течь и дозаправляет кондиционер, а в реальности необходимы радикальные меры по спасению компрессора, которые невозможно провести на месте установки кондиционера. Результат такого отношения будет один — отказ компрессора. Рассмотрим возможности ремонта кондиционера в тех случаях, когда компрессор кондиционера еще можно спасти.

Необходимость проведения ремонта компрессорно-конденсаторного блока кондиционера в сервисном центре может возникнуть не только в аварийной ситуации, например при отказе компрессора, но и по результатам диагностики кондиционера.

Случаи возникновения подобных ситуаций:

  • результат экспресс анализа масла компрессора;
  • потеря герметичности фреонового контура кондиционера;
  • попадание влаги в фреоновый контур кондиционера.

В этих случаях, даже если компрессор кондиционера еще работает, дни его сочтены. Срочная «реанимация» может помочь продлить жизнь кондиционера.

Экспресс анализ масла

Необходимо взять пробу масла из фреонового контура. Сравнить его цвет и запах с образцом хорошего масла. C помощью теста на кислотность провести анализ масла на наличие в нем кислоты.

I этап

Пробу масла на анализ можно взять через сервисный порт кондиционера со стенок трубопровода в момент остановки кондиционера. Для этого понадобится:

  • короткий шланг со штуцером и краном;
  • емкость для сбора масла;
  • чистая лабораторная пробирка.

Порядок действий:

  • остановить кондиционер;
  • 10-15 минут дать маслу стечь по стенкам трубопровода;
  • подключить к сервисному порту шланг с краном;
  • свободный конец шлага поместить в емкость для сбора масла;
  • открыть кран; выходящий из шланга газ, вынесет масло;
  • собрать масло в емкость;
  • дать маслу отстояться (масло содержит в себе растворенный хладагент — оно пенится);
  • слейте пробу в пробирку.
II этап

Сравнение пробы масла из фреонового контура кондиционера с образцом хорошего масла по цвету и запаху. Одинаковое количество масла из пробы и образцового масла помещают в две одинаковые пробирки и сравнивают их между собой.

Темный цвет масла и запах гари — компрессор кондиционера перегревался. Причиной перегрева могла быть

  • утечка хладагента из фреонового контура кондиционера и эксплуатация без дозаправки.
  • повышение давления в системе из-за загрязнения радиатора внешнего блока или ухудшения обдува вентилятором (неправильна работа платы управлением вентилятора; поломка самого вентилятора; не отрегулирован зимний комплект — адаптация кондиционера для работы до -25 °C).
  • эксплуатация кондиционера в режиме «тепло» при низких отрицательных температурах, без комплекта адаптации.

В результате масло теряет свои смазочные свойства, разлагается на различные смолистые вещества и заклинивает компрессор кондиционера.

Зеленоватый оттенок масла — наличие в масле солей меди. Причиной является влага во фреоновом контуре кондиционера. Тест на кислотность такого масла будет положительный.
Вода во внутренней системе кондиционера со временем скапливается у каппилярки во внешнем блоке, замерзает и закупоривает её. В результате компрессор не может прокачать систему, перегревается и сгорает рабочая или пусковая обмотка.

Прозрачное масло с легким запахом — реанимация кондиционеру не требуется.

III этап

Кислотный тест должен либо подтвердить опасения и тогда кондиционеру необходимо срочное сервисное вмешательство либо опровергнуть, и эксплуатировать кондиционер в штатном режиме. Взятое масло необходимо в том же количестве вернуть в систему.

Порядок действий для возврата масла:

  • взять подходящую посуду, например прозрачный высокий стакан диаметром 3-4 см;
  • к сервисному порту подключить вентиль со шлангом, также как при взятии пробы масла;
  • опустить свободный конец шланга в стакан;
  • налить в стакан масло так, чтобы оно покрыло штуцер шланга;
  • отметить на стакане уровень масла;
  • приоткрыть вентиль, чтобы фреон вытеснил воздух из шланга;
  • долить в стакан то же количество масла, какое было взято на пробу;
  • включить кондиционер в режим «холод»;
  • закрыть жидкостный порт кондиционера (большая труба);
  • как только давление во всасывающей магистрали станет ниже атмосферного открыть вентиль, масло попадет через сервисный порт в кондиционер;
  • закройте кран, когда уровень масла достигнет метки, тут же выключите кондиционер;
  • откройте жидкостный порт кондиционера.

Потеря герметичности фреонового контура кондиционера — может быть вызвана различными причинами, но это не обязательно приводит к плачевным результатам.

Факторы, имеющие значение:

  • место возникновения утечки;
  • количество потерянного хладагента;
  • промежуток времени между возникновением и обнаружением утечки;
  • режим и длительность работы кондиционера.

Опасность утечки хладагента заключается в том, что компрессор кондиционера, охлаждаемый хладагентом, в результате уменьшения плотности последнего перегревается. Температура компрессора повышается. Нарушается система смазки, увеличивается трение внутренних деталей компрессора, возрастает сила тока на обмотках. Вследствие чего, компрессор нагревается все сильнее и сильнее и заклинивает.

Признаки утечки фреона:

  • иней на кранах внешнего блока;
  • потемнение теплоизоляции компрессора;
  • жирные масленые пятна;
  • срабатывание термозащиты компрессора;
  • масло темного цвета с запахом гари;
  • положительный тест масла на кислотность.

В случае, если утечка фреона обнаружена своевременно, хладагент ушел не полностью, кондиционер работал без хладагента короткий промежуток времени, сопутствующие признаки отсутствуют — ремонт кондиционера в стенах сервисного центра не обязателен. Доля внезапных утечек, вызванных разрушением трубопроводов очень невелика. Утечки фреона чаще происходят через вальцовочные соединения и если тщательно осматривать и следить за работой кондиционера, утечки могут быть своевременно обнаружены.

Следует обращать внимание:

Не более 10-ти минут после включения нужно кондиционеру, чтобы начать давать холодный или теплый воздух, в зависимости от выбранного режима. Если этого не происходит нужно немедленно выключить кондиционер и вызвать сотрудника сервисной службы. Если при работе кондиционера трубки на внешнем блоке покрыты инеем — происходит утечка, нужен сотрудник сервисной службы. Выполнение этих простых правил позволит избежать больших затрат на ремонт кондиционера.

Попадание влаги во фреоновый контур — зачастую происходит при нарушении правил монтажа кондиционера. Один из этапов монтажа — вакуумирование фреоновой магистрали. Это процесс удаления из смонтированной магистрали воздуха и водяных паров. Продувка смонтированной магистрали хладагентом не может удалить влагу, а лишь превращает ее в лед на стенках медных трубок, который затем тает, превращается в воду и делает свое черное дело.

Опасность попадания влаги внутрь кондиционера заключается в том, что она часто никак не проявляет себя вплоть до отказа компрессора кондиционера. Все процессы в кондиционере, работающем в режиме холод, происходят при плюсовых температурах, а вода проявляет себя лишь, когда замерзает, вызывая нарушение работы капиллярной трубки или терморегулирующего вентиля. Со временем давление всасывания кондиционера падает, растет температура компрессора, срабатывает термозащита (таблетка). Этот цикл повторяется до тех пор, пока не сгорит компрессор. Удаление влаги из фреонового контура также может быть выполнено только в сервисном центре.

Проведение ремонта компрессорно-конденсаторного блока кондиционера в сервисном центре:

  • эвакуация хладагента;
  • демонтаж компрессора;
  • освобождение компрессора от масла;
  • промывка компрессора;
  • вакуумирование компрессора;
  • заправка компрессора маслом;
  • испытание компрессора;
  • промывка входного контура компрессорно-конденсаторного блока;
  • демонтаж фильтра осушителя;
  • монтаж технологического фильтра;
  • монтаж компрессора в компрессорно-конденсаторный блок;
  • установка компрессорно-конденсаторного блока на стенд;
  • заправка хладагентом;
  • промывка компресорно-конденсаторного блока на стенде;
  • эвакуация фреона;
  • замена технологического фильтра осушителя на рабочий фильтр;
  • вакуумирование компрессорно-конденсаторного блока;
  • заправка хладагентом;
  • тестовый прогон отремонтированного блока.

В связи с тем, что загрязненное масло циркулирует по всей внутренней системе кондиционера, часть работ по очистке фреонового контура необходимо проводить на месте установки кондиционера. Цель этих мероприятий — не допустить попадания грязного масла в отремонтированный блок.

Работы по очистке включают в себя:

  • продувка фреоновых магистралей и испарителя осушенным азотом;
  • установка технологического фильтра в фреоновую магистраль;
  • вакуумирование фреоновой магистрали и испарителя;
  • запуск кондиционера в работу для сбора грязи на фильтр;
  • конденсация хладагента в компрессорно-конденсаторный блок;
  • удаление технологического фильтра;
  • вакуумирование фреоновой магистрали;
  • запуск кондиционера и отслеживание характеристик давления, силы тока компрессора.