Давление фреона в кондиционере

Рабочее давление фреона в кондиционере R22 R410 таблица давления

Давление фреона — безусловно, один из основных рабочих параметров любой холодильной машины.

Проверить давление фреона в кондиционере

Фреоны, применяющиеся в системах кондиционирования, циркулируют внутри закрытого контура. Упрощенно, контур состоит из двух теплообменников (испарителя и конденсора), компрессора и дроссельного клапана. Если в испарителе хладагент переходит из жидкой в газовую фазу, отнимая теплоту комнатного воздуха, то в конденсоре он снова превращается в жидкость. То есть, за счет испарения и конденсации хладагента в закрытом контуре происходит отбор тепловой энергии воздуха и ее выброс в окружающую среду. На этом и основан принцип действия сплит-системы.

Проверка давления хладагента, как правило, производится при работе кондиционера в режиме охлаждения. При этом, манометр низкого давления (синего цвета) измеряет давление на входе в наружный блок — сторона всасывания хладагента перед компрессорно-конденсаторным блоком. А манометр высокого давления (красного цвета) измеряет давление на выходе из наружного блока — сторона нагнетания хладагента после компрессорно-конденсаторного блока.

Для измерения давления фреона манометр при помощи специального шланга подключается (накручивается) к сервисному вентилю, который находится в месте присоединения более толстой трубки к наружному блоку. Следует заметить, что замер выполняется при работающем компрессоре через 15 — 20 минут  после запуска системы в режиме охлаждения.

Тип хладагента и его заводская заправка, максимальные показатели низкого и высокого давления для каждого кондиционера, как правило, указаны на корпусе внешнего блока на заводской этикетке.

Рабочее давление фреона в кондиционере

Графики зависимости давления от температуры снаружи и внутри помещения приводятся в сервис-мануалах производителей.

Рабочее давление кондиционера (фреон R22)

Зависимость рабочего давления кондиционера в режиме охлаждения от температуры снаружи и внутри помещения.
Изменение температуры внутри помещения: от + 21,0°С до + 32,4°С.
Изменение наружной температуры: от + 25,0°С до + 45,0°С.

Рабочее давление кондиционера фреон R22В таблице приведены значения давления фреона R22 для кондиционера 7000 BTU/h.
32,4/24,0 = DB/WB, где DB — «сухой» термометр, WB — «мокрый» термометр.

R22 — это гидрохлорфторуглеродное соединение (ГХФУ), которое еще достаточно широко используется в настоящее время. Он имеет некоторый, хотя и небольшой, озоноразрушающий потенциал (ODP). Поэтому R22 не будет применяться в будущем. Заправка холодильных установок хладагентом R22 ведет к повышению температуры нагнетания. Внимательно изучите все параметры, которые влияют на температуру нагнетания.

Рабочее давление кондиционера (фреон R410A)

Зависимость рабочего давления кондиционера в режиме охлаждения от температуры снаружи и внутри помещения.
Изменение температуры внутри помещения: от + 21,0°С до + 32,4°С.
Изменение наружной температуры: от + 25,0°С до + 45,0°С.

Рабочее давление кондиционера фреон R410AВ таблице приведены значения давления фреона R410A для кондиционера 9000 BTU/h.
32,4/24,0 = DB/WB, где DB — «сухой» термометр, WB — «мокрый» термометр.

Приложение Danfoss Refrigerant Slider — линейка холодильщика

Приложение Danfoss Refrigerant Slider — бесспорно, самое популярное приложение среди специалистов-холодильщиков. Оно превращает Ваш смартфон в удобный и очень оперативный инструмент для определения зависимости температуры хладагента от его давления. В версии приложения для iOS и Android содержатся данные не только о популярных фреонах R22, R410A, R407C, но и еще о более чем 80 хладагентах. А также есть функция расчета GWP согласно стандарту IPCC AR 5.

Если требуется обслуживание или ремонт кондиционера в Москве — это к нам!

Дозаправка кондиционера фреоном

Все кондиционеры при производстве заправляются хладагентом. Точнее, заправляется фреоном внешний блок сплит-системы. Наличие заводской заправки на момент установки говорит о герметичности контура и обеспечивает готовность к работе сразу же после завершения монтажа. Если вдруг выясняется наличие утечки, то прежде чем дозаправлять, обязательно нужно найти причину утечки, ликвидировать ее, и только после этого производить заправку. Иначе работа будет сделана напрасно и все повторится вновь.

Фреон R22 является однокомпонентным хладагентом. Поэтому он наиболее прост в использовании при дозаправке кондиционеров в случае утечки. Его можно закачивать в систему, используя при этом только манометрическую станцию, то есть, по давлению при определенной температуре.

Системы, работающие на фреоне R410, можно дозаправлять, но определить это может только специалист. Дозаправка фреоном R410a потребуется при монтаже в случае превышения длины трассы свыше рекомендованной. Заправка производится добавлением хладагента по весам на каждый метр магистрали, превышающий стандарт. Расчетное количество дополнительного хладагента указывается в инструкции по установке.

При утечке фреона R410a кондиционеры следует заправлять по весам, удалив перед этим весь старый фреон из системы. Дело в том, что R410a состоит из двух компонентов. В случае утечки один компонент, обладая более высокой плотностью, выдавливает другой, нарушая пропорцию компонентов в смеси. В результате утечки хладагент теряет свои термодинамические свойства.

Заправка инверторного кондиционера

Частный случай, заправка по давлению инверторной сплит-системы. Но как проверить давление на инверторном кондиционере? Для этого используют режим максимальной производительности. У разных производителей кнопка его включения на пульте может обозначаться как turbo, hi power или full power. В данном режиме, кондиционер работает на максимальную мощность, чтобы быстро обогреть или охладить комнату. Для пользователя, таким образом, рекомендуется использовать его по приходу домой. Для сервиса этот режим интересен тем, что в нем отключаются ограничения на показания датчиков температуры (нельзя устанавливать температуру с пульта). При этом, компрессор и вентилятор работают с максимальными производительностью и оборотами соответственно. Продолжительность режима составляет 20-30 минут, но этого может быть достаточно для дозаправки. Однако, это далеко не лучший способ, перезаправка по весам предпочтительна.

Так как фреон R22 признан вредным для экологии и озонового слоя, его применение постепенно прекращается.

В Евросоюзе данный тип хладагента находится под запретом с 2010-го года. Следует отметить, что продажи новых кондиционеров в РФ на R22 также прекращены. На данный момент осуществляются поставки бытовых кондиционеров только на более безопасном и современном фреоне R410A. Однако, на смену ему уже активно поставляется техника на новом фреоне R32.

R-32 хладагент нового поколения

Пока до конца не ясно, какой газ займет место хладагента нового поколения. Наиболее вероятные кандидаты – R32, смеси ГФО, CO2 и углеводороды (пропан и бутан). У каждого из них есть свои преимущества и недостатки. Скорее всего, каждый из хладагентов (или их сочетания) займет собственную нишу. Например, для кондиционеров и тепловых насосов будет использоваться фреон R32. Для полупромышленного кондиционирования – R410A, CO2 и смеси ГФУ, бутан – для бытовых холодильников и морозильных камер.

R32, будучи тяжелым газом, имеет свойство скапливаться в углублениях пола, поэтому желательно их чем-то закрывать перед началом работ. А также, при производстве любых работ, связанных с пайкой на холодильном контуре, необходимо убедиться, что в нем не осталось хладагента. Это правило справедливо и для традиционных хладагентов, при нагреве которых образуется ядовитый газ, однако в случае R32 проверку следует производить более тщательно.

R-32 хладагент нового поколения для кондиционеров

Обновление инструментов

В целом же ничего особенного, кроме высокой внимательности и аккуратности, от монтажника не требуется. Для работы с R32 следует незначительно обновить набор инструментов. Ввиду того, что характеристика «давление – температура» R32 отличается от R410A, нужно приобрести специальный манометрический коллектор. А также для работы с R32 нужна станция эвакуации с бесщеточным мотором компрессора. Применение бесщеточного мотора исключает образование искр при работе. Следует иметь в виду, что R32, как любой горючий газ, поставляется в баллонах с левой резьбой. Для использования стандартных шлангов с правой резьбой необходимо приобрести или изготовить соответствующий переходник. Все остальные инструменты менять не нужно.

Фреон R32 характеристики

— R32 имеет GWP, равный 675 против 2088 у R410.
— Фреон R32 обладает более высокой энергоэффективностью (на 6% в 4-кВт системе).
— Для заправки требуется меньшее количество R32, благодаря чему компоненты оборудования компактнее (на 18% в 4-кВт системе).
— Относится к категории A2L, что означает крайне низкий уровень токсичности и является слабогорючим веществом, как и другие ГФУ с низким GWP.
— R32 однокомпонентный, что означает простоту утилизации и повторного использования; R410А — двухкомпонентная смесь, включающая R32 и R125.
— Температура кипения R32 подобна R410A.

Сравнение характеристик хладагентов R32 и R410A

Независимо от используемого хладагента, работы по монтажу и заправке оборудования должен проводить квалифицированный персонал. Это значит, что монтажники обязаны иметь сертификаты для работы с фторсодержащими газами и быть обученными работе с оборудованием и хладагентами, которые они устанавливают. Так как R32 давно использовался в составе R410A, изменения в процедуре монтажа незначительные. Но необходимо обращать особое внимание на организацию вентиляции в помещении, где производятся работы. В принципе вентиляция необходима и при работе с традиционными хладагентами, однако в случае R32 ее отсутствие может привести к более неприятным последствиям.

Преимущества R32

Компания Daikin сделала ставку на R32

Регламент Европейского парламента и Совета Европейского союза № 517/2014 предполагает, что к 2030 году потребление фторсодержащих парниковых выбросов в Европе сократится на 79% среднего уровня 2009–2012 годов (в пересчете на CO-эквивалент). И хотя в ближайшие 13 лет гидрофторуглероды R410A, R134A и R407C не будут полностью запрещены, их использование будет значительно ограничено. Очевидно, климатическую отрасль ждут большие перемены: выводимым из оборота хладагентам необходимы альтернативы.

На сегодняшний день требованиям нового регламента отвечают несколько хладагентов, среди которых R32, некоторые гидрофторуглероды (ГФУ), гидрофторолефины (ГФО), CO₂ и углеводороды, включая пропан (R290) и бутан (R600). Ведутся активные исследования и разработки других альтернативных хладагентов.

R410A наполовину состоит из R32

R32 в климатическом оборудовании используется давно: из него наполовину состоит распространенный хладагент R410A. При этом R32 обладает в 3 раза меньшим потенциалом глобального потепления (ПГП), чем R410A — 675 против 2088, и более высокой энергоэффективностью. Компоненты оборудования на R32 компактнее, чем на R410A, для заправки требуется меньшее количество хладагента. По классификации ASHRAE, R32 относится к категории A2L, в которую входят крайне малотоксичные трудновоспламеняемые вещества.

Потенциал глобального потепления рассчитывается с учетом полного жизненного цикла оборудования. Это означает, что в CO₂-эквивалент переводится энергия, использованная в течение всего срока службы кондиционера или теплового насоса — косвенная эмиссия, затем добавляется непосредственная эмиссия хладагента в результате утечки по разным причинам. Такой метод дает более точную оценку реального влияния оборудования на климат.

Оценивать только ПГП хладагента некорректно, поскольку оборудование, использующее хладагент со средним ПГП, может в итоге оказывать меньшее воздействие на глобальное потепление, чем то, где ПГП хладагента ниже.

Оборудование должно быть энергоэффективным, а производство — соответствовать принципу «производить больше из меньшего количества материала». Для хладагентов в этом контексте актуальна возможность повторного использования, для оборудования — переработки материалов, из которых оно произведено.

Но ключевой фактор при выборе хладагента — по-прежнему энергоэффективность системы, которая на нем работает. Неэффективная система будет косвенно «осуществлять» дополнительный выброс углекислого газа. Это происходит за счет сжигания ископаемого топлива в процессе генерации электроэнергии, необходимой для ее работы.

При оценке энергоэффективности нужно учитывать не только «сезонную эффективность», но и эффективность при пиковых нагрузках. Первый показатель важен для соответствия целевым показателям различных европейских директив (Ecodesign, Energy efficiency directive, EPBD, Renewable Energy Source Directive), а эффективность при пиковых нагрузках позволит обходиться без задействования резервных мощностей электростанций.

R32 относится к слабогорючим веществам

Так как R32 относится к трудновоспламеняемым (слабогорючим) веществам, при монтаже использующего его оборудования необходимо обращать особое внимание на организацию вентиляции в помещении. В принципе, вентиляция необходима и при работе с традиционными хладагентами, однако в случае R32 ее отсутствие может привести к более неприятным последствиям.

При полной утечке R32 из системы в помещение включение компрессора или срабатывание выключателя, скорее всего, не повлекут за собой возгорания или взрыва. Небольшое пламя, которое возникает во время обслуживания в процессе пайки, объясняется горением масла, а не газа. То есть, тесты показывают, что R32 ведет себя в системах так же, как и R410A.

Высказывались опасения, что в процессе горения R32 может выделяться фтористый водород. При воздействии высоких температур, например, при ацетилено-кислородной резке, R32 разлагается на окись углерода, двуокись углерода и фтористый водород. Последнее вещество, соединяясь с водой, образует высокотоксичную фтористоводородную кислоту. Однако, так под воздействием высоких температур ведут себя все ГФУ-хладагенты. В том числе и те, которые используются в настоящее время. Этот риск нельзя игнорировать. Поэтому независимо от типа используемого хладагента, бесспорно необходимо соблюдать все установленные при работе правила.

Исследования, проведенные компанией Daikin и Токийским университетом науки в Сува, показывают следующее. Даже если воспламенение R32 произойдет, опасности взрыва не будет. А вероятность распространения огня крайне низка. И это при концентрации более 320 граммов на кубический метр.

Первые бытовые кондиционеры Daikin на R32

Первые бытовые кондиционеры Daikin на R32 были представлены в Японии в 2012 году, за год было продано более 2 миллионов систем. К настоящему времени общий объем производства кондиционеров Daikin на R32 превысил 10 миллионов штук. Оборудование на новом хладагенте пользуется спросом и поставляется в 43 страны мира.

В Европе сплит-системы Daikin на R32 производительностью менее 7 киловатт впервые появились в начале 2013 года. Системы на R410A в течение некоторого времени будут доступны, пользователям гарантирована их поддержка и сервис.

В мае 2017 года Daikin представила линейку кондиционеров Sky Air серии A на R32. А летом компания уже приступила к их продаже. В серии представлены три модели наружных блоков: Alpha, Advance и Active.

Дополнительно Daikin обновила внутренние блоки Sky Air. Для того, чтобы они могли работать как на хладагенте R-410A, так и на R-32. Как и в случае других сплит-систем, компания гарантирует пользователям, что в течение 10–15 лет оборудование на R410A будет получать техническую поддержку и сервисное обслуживание.

VRV системы на R32

Daikin планирует переводить на новые хладагенты и VRV системы. Однако тут ситуация до конца не ясна. Поскольку нет информации о запрете R410A для систем подобного типа после 2030 года. Кроме того, покупатели должны быть уверены, что система, установленная в течение 5–10 следующих лет, гарантированно проработает не менее 15 лет. Стоит также помнить, что энергоэффективность существующих систем VRV уже отвечает необходимым требованиям.

В заключение следует еще раз отметить важность осознанного выбора климатического оборудования в ближайшие 10–15 лет. В связи с выводом части хладагентов из обращения конечные пользователи, монтажники, проектировщики и продавцы должны быть осведомлены обо всех ограничениях и изменениях. Для того, чтобы точно знать, сколько прослужит то или иное оборудование.

Компания Daikin сделала ставку на R32 в качестве экологичного хладагента нового поколения. Поэтому компания, безусловно, приложит все необходимые усилия для информирования и обучения всех вовлеченных в процесс. Как монтажа, так и обслуживания климатической техники.

Меры предосторожности при выполнении заправки системы хладагентом

Как правило, первичную заправку или дозаправку холодильной установки хладагентом рекомендуется выполнять по жидкой фазе хладагента. Если иное не предусмотрено организацией-изготовителем.

Для предотвращения возможности попадания жидкого хладагента во всасывающую полость компрессора при дозаправке используют капиллярную трубку. Или другое устройство, обеспечивающее дросселирование жидкости.

Перед заполнением холодильной установки хладагентом следует удостовериться в том, что в баллоне содержится соответствующий хладагент. Проверка производится по величине давления паров хладагента при температуре баллона, равной температуре окружающего воздуха. Перед проверкой баллон должен находиться в данном помещении не менее 6 часов.

Зависимость давления хладагента от температуры окружающего воздуха проверяется по таблице насыщенных паров.

Запрещается заполнять холодильную установку хладагентом, не имеющим документации, подтверждающей его качество.

Открывать колпачковую гайку на вентиле баллона необходимо в защитных очках. При этом выходное отверстие вентиля баллона должно быть направлено в сторону от работника.

При заполнении холодильной установки хладагентом следует пользоваться осушительным патроном.

Для присоединения баллонов к холодильной системе разрешается пользоваться отожженными медными трубами или маслобензостойкими шлангами. Причем, они должны быть испытаны давлением на прочность и плотность.

Не допускается оставлять баллоны с хладагентом присоединенными к холодильной установке. Если только не производится заполнение или удаление из нее хладагента. Пополнение установок хладагентом должно производиться в соответствии с требованиями, изложенными в инструкции организации-изготовителя. И только после выявления и устранения причин утечки хладагента.

Баллоны с хладагентом должны храниться на специальном складе. В машинном отделении разрешается хранить не более одного баллона с хладагентом. А также запрещается помещать баллон у источников тепла (печи, отопительные устройства, паровые трубы и пр.) и токоведущих кабелей и проводов.

Для наполнения хладагентом из холодильной системы должны использоваться только баллоны с непросроченной датой их технического освидетельствования. Норма заполнения не должна превышать допустимых значений. Например, указанных в Правилах устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением. Проверка наполнения баллонов должна выполняться взвешиванием.

Нужна заправка кондиционера фреоном — это к нам!

Если в кондиционер попал воздух

В случае, если внутри холодильного контура находятся неконденсирующиеся газы (как правило, воздух или азот), парциальное давление этих газов добавляется к нормальному давлению паров хладагента, давая аномальное повышение полного давления. Таким образом, аномальный рост давления конденсации является первым следствием наличия значительного количества неконденсирующихся примесей в холодильном контуре.

Причиной наличия неконденсирующихся примесей внутри холодильного контура часто являются ошибочные действия, например:

  • Плохое вакуумирование контура или наличие при вакуумировании участков контура, изолированных от вакуумного насоса (закрыты ручные вентили или электроклапаны).
  • Попадание воздуха в контур при неумелых действиях инженера при вскрытии контура для замены или проверки каких-либо агрегатов.

После установки манометрического коллектора, если ремонтник не продул гибкие шланги, внутри них и в самом коллекторе будет находиться воздух.

Впоследствии, если возникнет необходимость использовать технологические вентили коллектора, например, для дозаправки установки, воздух, находящийся в гибких шлангах, имеет серьезные шансы попасть в контур. Такие ошибочные действия вдвойне вредны. Во-первых, в контур попадает влага, которая может вызвать образование в контуре кислот. Во-вторых, попавший в контур воздух своим парциальным давлением будет увеличивать нормальное давление в контуре.

Наличие воздуха во фреоне — присутствие влаги в контуре.

Количество паров воды, содержащихся в атмосферном воздухе, достаточно велико. Например, при температуре воздуха 21°С и относительной влажности 40 % в одном килограмме воздуха содержится более 6 г воды. А при температуре 29°С и относительной влажности 60 % — более 15 г (см. раздел 72).

Определить присутствие воздуха в контуре можно по косвенным показателям. Визуально, при наличии воздуха в системе давление нагнетания возрастает на какую-то величину по сравнению с нормальным и стрелка манометра нагнетания вибрирует. При этом, уменьшается холодопроизводительность компрессора и увеличивается расход энергии.

Требуется сервисное обслуживание кондиционера с заправкой фреоном — это к нам!

Высокое или низкое давление при работе сплит-системы

При работе системы охлаждения давление нагнетания из компрессора связано с температурой испарения и скоростью циркуляции хладагента. А также, с давлением конденсации, объемом хладагента и производительностью компрессора и его коэффициентом сжатия. Поэтому перед началом проверки кондиционера надо установить манометр на трубку холодильного контура, чтобы следить за давлением нагнетания. Его отклонение от нормы может помочь определить неисправность кондиционера.

Причины повышения давления нагнетания

Если давление нагнетания выше нормы, это может быть связано с уменьшением циркуляции хладагента, повышенной температурой охлаждающей среды и избыточным количеством хладагента, а также с повышением тепловой нагрузки. Все эти факторы приводят к увеличению циркуляции хладагента и повышению его температуры конденсации. При высокой температуре среды эффективность переноса (рассеивания в окружающую среду) тепла снижается. В результате возрастает температура конденсации. При избыточном количестве хладагента жидкий хладагент занимает часть конденсационной трубки, при этом площадь поверхности теплообменника, на которой происходит конденсация, снижается, а температура возрастает.

Причины снижения давления нагнетания

Если давление нагнетания ниже нормы, это может быть связано с недостаточным коэффициентом эффективности компрессора, недостаточным объемом хладагента в системе, понижением тепловой нагрузки или засорением фильтра кондиционера. Все эти факторы приводят к уменьшению циркуляции хладагента и понижению его температуры конденсации.

Нехватка хладагента возникает, как правило, из-за утечек на вальцовочных соединениях медных труб. Первые признаки утечки фреона можно заметить визуально — появляются потеки масла на гайках, сервисные порты и примыкающие к ним трубки покрываются инеем. Все совсем плохо, если при этом образовалась снежная корка на ребрах испарителя.

Симптомы проявление нехватки фреона в кондиционере сплит-системе
Появление инея на трубка и испарителе — основные признаки нехватки фреона в кондиционере.

Кроме того, недостаток хладагента приводит к частым отключениям сплит-системы, вплоть до остановки по ошибке. Самое опасное в этой ситуации — это долгая работа компрессора без должного охлаждения, приводящая , как правило, к его отказу.

Давления фреона на линии нагнетания и всасывания в холодильном контуре связаны между собой. Чем выше одно из этих давлений, тем выше и другое. Это правило работы системы охлаждения. В некоторых системах возможно установить манометр для измерения давления хладагента только на линии всасывания, а на линии нагнетания невозможно. В этом случае можно оценить работу системы лишь по давлению всасывания.

Если требуется ремонт кондиционера с заменой компрессора — это к нам!